Государственное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
Структурное подразделение
БИБЛИОТЕЧНЫЙ
ПРОЕКТ
Выполнили:
Ермолаева Н.И., МБОУ
«Юлдузская сош»;
Шашина А.П., МБОУ «Лучовская сош»;
Иващенко Н.К., МБОУ «Школа №1»;
Матвеева Н.В.,МБОУ «Гимназия №2»;
Абитова
К.Р.,МБОУ
«Чистопольсковысельская сош»
Слушатели курсов повышения
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектных
работ _____
2014 год
I.
Введение
Чтение книг является определяющим в
образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении личности.
Задача родителей, педагогов, библиотекарей – воспитывать любовь к печатному
слову, уметь непринужденно и интересно вести беседу о прочитанном, способствуя
формированию устойчивого интереса к произведениям литературы. Мировой опыт
подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению –
кладезю знаний, идей, мудрости.
II.
Краткое описание проекта
Данный проект необходим для формирования
читательской потребности ребенка в школьный период его развития. Именно в возрасте
от семи лет у ребенка вырабатывается свое отношение к книге и чтению, к
библиотеке с ее многообразием ярких,
интересных книг, к библиотекарям, которые всегда приветливы и с радостью
помогают маленькому читателю. И от того, станет ли чтение для ребенка
радостным, а посещение библиотеки ярким и интересным событием, зависит посещение
ее маленьким читателем в будущем.
Для реализации проекта « По дорогам сказки»
школьные библиотекари используют как
традиционные формы работы, так и инновационные.
Каждый из участников проекта разработал свой план работы для активного
вовлечения детей и взрослых в мир книги, культуру чтения, в волшебный мир
сказок. Запланированная работа, включающая в себя индивидуальные формы и
массовые мероприятия, будет проводиться
как в библиотеке, так и в классе. Особое внимание будет уделено созданию
информационной среды в классной комнате. Проект рассчитан на 1 год.
В разработке проекта использованы
материалы, полученные на курсах повышения квалификации школьных библиотекарей
III.Постановка проблемы
Дети читают мало. В большинстве семей книга
перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Происходит
утрата традиций семейного чтения, совместного общения по поводу прочитанного,
что сближало членов семьи, объединяло их духовно. А ведь именно в школьном возрасте
у ребенка пробуждается интерес к чтению, в его сознании закладываются такие
важные понятия, как добро и зло, сочувствие и милосердие.
Для возрождения традиций семейного чтения
как культурной нормы развития ребенка, для апробирования различных форм взаимодействия
с детьми, их родителями и учителями и в целях достижения эффективных
результатов мы решили организовать работу с детьми и родителями 2 класса.
Исследование показало заинтересованность
родителей в воспитании ребенка-читателя, организации детского чтения в семье.
Родители находят время для совместного обсуждения прочитанных книг с детьми.
Правда, это не является постоянной практикой. Большинство взрослых
респондентов(72%) отметили, что хотели бы получить квалифицированную помощь в
приобщении детей к чтению и в подборе литературы для детского чтения.
Выбранный нами класс характеризуется
учителем как организованный, активный, любознательный, нацеленный на получение
новых знаний. Дети умеют слушать художественное произведение, верно и
эмоционально оценивают действия и поступки персонажей, обладают навыками
выразительного исполнения стихотворений. Читателями библиотеки являются три
семьи.
IV. Цель проекта
·
Приобщение
детей и родителей к систематическому чтению и регулярному посещению библиотеки.
·
Возрождение
традиций семейного чтения.
V. Задачи проекта
·
Разработать
систему мероприятий для родителей в помощь приобщению детей к чтению, в помощь
выбору необходимой литературы для семейного чтения.
·
Оформить
информационное пространство в классе для развития познавательной активности школьников
через книгу и чтение.
·
Воспитывать
у детей любовь к книге, формировать устойчивый интерес к чтению, стимулировать читательскую
активность детей и взрослых.
·
Организовать
информационную помощь педагогам, родителям по вопросам образования и воспитания
школьников.
·
Установить
доверительные и плодотворные связи со всеми участниками проекта.
·
Сформировать
образ библиотеки как теплого и радостного дома.
·
Привлечь
к чтению в библиотеке 100 % учащихся и их родителей.
VI.
Сроки реализации проекта
Реализация проекта будет осуществлялся в
два этапа.
Первый
этап – подготовительный /один месяц – декабрь 2013 года/. На данном этапе мы встречались с родителями и детьми 2 класса и знакомили их с
содержанием проекта.
Второй
этап – основной /январь 2014 – май 2014года/.
VII. Участники
проекта
Школьные библиотекари
Ермолаева Н.И., МБОУ «Юлдузская
сош»;
Шашина
А.П., МБОУ «Лучовская сош»;
Иващенко Н.К., МБОУ
«Школа №1»;
Матвеева Н.В.,МБОУ «Гимназия №2»;
Абитова К.Р.,МБОУ
«Чистопольсковысельская сош»
Учителя
2-х классов школ.
VIII. Содержание проекта, направления его
деятельности
·
Индивидуальная
работа
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответств.
|
|
-с родителями:
|
|
|
1.
|
«Книга
в семье». Анкетирование родителей
|
дек.2013г.
|
Библиотекари
учитель
|
2.
|
«Как
покупать книги для ребенка». Акцент-беседа для родителей
|
Февраль
2014г.
|
Библиотекари
учитель
|
3.
|
«Как
приобщить ребенка к книге». Беседа-совет
|
апрель
|
Библиотекари
учитель
|
4.
|
«Как
беседовать с детьми о прочитанных книгах». Акцент-беседа
|
май
|
Библиотекари
учитель
|
5.
|
«Что
мешает чтению детей». Актуальная беседа
|
декабрь
|
Библиотекари
учитель
|
6.
|
Беседа-реклама
по книге Грищенко З.А. «Ты детям сказку расскажи…!»Методика приобщения детей
к чтению
|
январь
|
Библиотекари
учитель
|
7.
|
Беседа-реклама
по книге Левина В.А. «Уроки для родителей или Подсказки из детства
|
апрель
|
Библиотекари
учитель
|
8.
|
Индивидуальное
обслуживание родителей на абонементе
|
|
Библиотекари
|
|
-с детьми:
|
|
|
1.
|
«Любимые
литературные герои». Конкурс детского рисунка
|
май
|
Библиотекари
учитель
|
2.
|
«Новогодняя
игрушка». Семейный конкурс поделок
|
декабрь
|
Библиотекари
учитель
|
3.
|
«Сочини
сказку». Творческий семейный конкурс
|
апрель,2014
|
Библиотекари
учитель
|
·
Массовая
работа
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответств
|
|
- с родителями:
|
|
|
1.
|
«Что
читать вашему ребенку?» Выставка-совет
|
март
|
Библиотекари
|
2.
|
«В
школу – с книгой». Итоговое родительское собрание
|
май
|
Библиотекари
учитель
|
|
- с детьми:
|
|
|
3.
|
«Здравствуй,
здравствуй, книжкин дом!» Экскурсия по библиотеке
|
январь
|
Библиотекари
учитель
|
4.
|
«Подружись
со сказкой». Занимательное путешествие
|
февраль
|
Библиотекари
учитель
|
5.
|
Участие
во Всероссийском дистанционном
конкурсе «По страницам любимых сказок»
|
апрель
|
Библиотекари
учитель
|
6.
|
«В
гости к дедушке Корнею».Сказочное путешествие
|
март
|
Библиотекари
учитель
|
7.
|
«Хорош
тот, у кого умная голова и доброе сердце». Литературная викторина по
сказкам В.Сутеева.
|
июнь
|
Библиотекари
учитель
|
Информационная работа с родителями
и учителями
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответст.
|
1.
|
«В
помощь руководителю детского чтения.» Информационный обзор
|
январь
|
Библиотекари
|
2.
|
«Почитайте
детям сказку!» Знакомство родителей и учителей с рекомендательным списком
литературы
|
март
|
Библиотекари
|
3.
|
Экспресс-информация
по статье А. Кашкарова «Как привить ребенку любовь к чтению»
|
октябрь
|
Библиотекари
|
4.
|
«Как
воспитать у детей культуру чтения». Оформление памятки для родителей
|
ноябрь
|
Библиотекари
|
5.
|
«Детям
о детях». Знакомство родителей и учителей с рекомендательным списком литературы
|
ноябрь
|
Библиотекари
|
6.
|
«10
советов, как вырастить книгочея». Оформление памятки для родителей
|
Февраль
|
Библиотекари
|
Кроме вышеперечисленных мероприятий, мы
планируем оформить информационную среду в классе: расположить мобильную
библиотечку «Книжный рюкзачок» (лучшие произведения детской литературы,
карандаши, краски, фломастеры, бумага), разместить создаваемую нами
библиографическую продукцию в уголке для родителей, оформить арт-выставку
«Краски прочитанной книги», пополнить
уголок чтения детей новыми книгами.
IX. Ожидаемые
результаты.
· Проект будет способствовать повышению
внимания родителей к вопросам детского чтения; возрождению традиций семейного
чтения.
· Родители осознают ценность общения с
ребенком в процессе обсуждения прочитанных книг.
· Объединение усилий всех участников проекта
по привлечению школьников к чтению вызовет у них интерес к художественному
слову, сформирует потребность в постоянном общении с книгой и первые навыки
обращения с ней.
· Участие семей в праздниках и конкурсах не только обогатит семейный досуг, но и
объединит детей и взрослых в общих делах, а сочинение сказок поможет детям
сделать шаг от «маленького писателя к большому читателю».
· Наша совместная работа создаст условия для
увеличения количества читателей, как взрослых, так и детей.
X. Перспективы развития.
· Распространение опыта работы с одного
класса на другие классы начальных классов;
· Внедрение в практику работы других
библиотек имеющегося положительного опыта.
· Сделать традиционным работу по проекту.
Комментариев нет:
Отправить комментарий