Приветствую тебя,мой гость!

среда, 4 ноября 2009 г.

Читательская конференция "Моя золотая полка"

 Материал взят с http://lib.1september.ru/2002/16/1.htm
БИБЛИОТЕЧНЫЕ УРОКИ Марины ВДОВИНОЙ
Моя золотая полка
Читательская конференция
Цель: заполнив «золотую полку», познакомиться с читательскими пристрастиями детей и взрослых читателей библиотеки, вести обучение выразительному чтению наизусть, сделать вывод о важности, значимости книги и чтения в жизни каждого человека.
Эпиграф на стенде:
«Золотая полка – это та, на которую ставят любимые книги» (Юрий Олеша).
Предварительная подготовка: ответы читателей на вопросы анкеты о том, какая книга была у них любимой в раннем детстве и какая является любимой сейчас, подготовка к рассказу о любимой книге или создание иллюстраций к ней, изготовление пригласительных билетов, подбор книг, названных в анкете
.
I. Вступительное слово
Ведущий (библиотекарь). Сегодня у нас читательская конференция. Конференция предполагает, что на нее собираются люди для обсуждения какого-либо вопроса. Вопрос, который мы сегодня будем обсуждать, – роль книги в жизни человека.
Мы сможем убедиться, какую важную роль играет книга в развитии человека; поразмышлять, хорошие ли мы читатели; рассказать о своих любимых книгах, попытаться увлечь ими других.
У нас на конференции не только дети, но и взрослые читатели нашей библиотеки. Они также примут участие в нашем разговоре, расскажут о своих читательских пристрастиях, поразмышляют о роли чтения в их жизни и в жизни человека вообще.
Чтение – не просто занятие, которым можно заполнить свое свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся; чтение делает нас умнее, добрее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце. Вот почему книги всегда рядом с нами, нужны нам, сопровождают нас с самого раннего детства до старости.
II. Книги нашего детства
Рассказ о любимых книгах. Выразительное чтение стихов о книге, чтении.
.
2. Ведущий. Когда мы готовились к этой конференции, то вспоминали, какие книги нам особенно запомнились из раннего детства. Вот эти книги. Они положили начало нашей «золотой полке». Юрий Олеша писал: «Золотая полка – та, на которую ставят любимые книги». Посмотрите на любимые книги нашего детства. На полке книги, которые вы назвали, отвечая на вопросы анкеты: «Калевала», А.Барто «Игрушки», Дж.Лондон «Сказание о Кише», Д.Хармс «Стихи», К.Чуковский «Доктор Айболит», С.Маршак «Старинные английские песенки», сказка «Колобок». Среди них – книга М.Твена «Приключения Тома Сойера». Героям Твена посвящено стихотворение М.Цветаевой.
3. Стихотворение М.Цветаевой «Книги в красном переплете» читает участник.
4. Какие книги, пришедшие из детства, добавили бы на эту полку наши взрослые читатели?
Слово педагогам. У нас воспитатели поставили на «золотую полку» «Евгения Онегина», сказки К.И.Чуковского, «Овод» и другие книги.
III. Наши любимые книги сегодня
1. Слово ведущего. Американский и общеевропейский литературные каноны.
В детские годы мы читаем книги, прежде всего, душой, сердцем. Чем старше мы становимся, тем больше дает книга нашему уму. Нельзя стать образованным человеком без знания мировой литературы. Профессор Йельского и Нью-Йоркского университетов Гарольд Блюм в научной работе «Западный канон» (на стенде запись: «Канон – основное правило, обязательная норма») приводит список из 3000 произведений 850 авторов, заслуживающих внимания каждого образованного человека. Это программа на всю жизнь. Ее осилит не каждый. Но 26 писателей, по мнению профессора, должен знать каждый американец. Среди них – Шекспир, Толстой, Мольер, Данте, Сервантес и другие. А если и это трудно осилить, то minimum minimorum – это Шекспир и Библия. Недавно в Дании на международном симпозиуме по культурной политике составлен общеевропейский канон. Он состоит из произведений десяти писателей, на основе которых должна формироваться личность европейца. Это Шекспир, Достоевский, Гёте, Ибсен, Данте, Кафка, Сервантес, Томас Манн, Джойс, Гомер а также национальные писатели каждой страны в отдельности.
2. Стихотворение Давида Кугультинова «В моем шкафу теснится к тому том…» читает участник.
3. Ведущий. Начнем рассказ о книгах, которые мы можем назвать любимыми сегодня. Давид Кугультинов писал: «Пушкин – главная книга моей жизни». Среди наших читателей тоже есть такие, кто любит произведения А.С.Пушкина. Например, Оля назвала «Капитанскую дочку» своей любимой книгой. Почему?
5. О своих любимых книгах рассказывают ребята.
6. Стихотворение Николая Гумилева «В библиотеке» читает участник.
7. Слово взрослым читателям. Продолжение рассказа о любимых книгах.
Примечание: каждая названная книга становится на «золотую полку».
4.Наше поэтическое открытие. Рассказ о книге Натальи Матвеевой .
Специально к нашему мероприятию Наташа сочинила новое стихотворение.
Книжный мир.
В мире книг,в чудесном, ярком мире
Место есть для нищих и царей.
Прикоснись к нему- и небо шире,
Солнца свет и ярче,и добрей.
Я ныряю в океан без края!
С детства и на протяженье лет,
Мудрой книжки главы открывая,
На вопросы нахожу ответ.
Вот тома на полках,ряд за рядом,-
Знаний и фантазий этажи.
Чтение ,сравнимое с обрядом,
Нам веками помогает жить.
Книга-свет и истина благая!
В ней все то,чем так богата речь.
Предков достоянье уважая,
Книгу будем славить и беречь!

V. Подведение итогов
1. Ведущий. Думаю, разговор был полезным. Мы узнали, какие мы все разные, какие у нас разные читательские вкусы и интересы. А значит, каждый из нас – личность. И чтобы эта личность развивалась, развивались наши душа, ум и сердце, мы должны быть внимательными, вдумчивыми, трудолюбивыми читателями. Закончить наш разговор я бы хотела словами К.Г.Паустовского
3. Ведущий. «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги» (Константин Паустовский).
Примечание: в ходе конференции выступили не только читатели-дети, каждый из которых рассказал о своей любимой книге, почему она запомнилась, но и все присутствовавшие на конференции взрослые читатели. Они рассказали о любимых книгах, читали наизусть стихи. Мне кажется это особенно важным: дети убедились, какое значительное место в жизни людей не на словах, а на деле занимает книга, как много она может дать человеку. Именно с этой целью и были приглашены на конференцию педагоги.
Использованная литература:
1. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М.: Просвещение, 1999.
2. Онуфриенко Г. Мы выбираем, нам выбирают. // Знамя. – 1998. – № 5.

1 комментарий: