Приветствую тебя,мой гость!

вторник, 3 ноября 2009 г.

Восьмое чудо света

IV Чистопольская конференция учащихся «Шаг в мир науки»
                                             Восьмое чудо света
МОУ «Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель-Ермолаева Нафиса Исмагиловна
Заведующая библиотекой МОУ «Юлдузская средняя общеобразовательная школа»
Чистополь 2008 год
                                    Оглавление
1. Введение
2. Основное содержание работы
2.1Слово о книге
2.2 Страницы истории
2.3 Из чего состоит книга
2.4 Кодекс книголюба
3.Заключение
4.Список использованной литературы-
5.Приложение
5.1 Презентация «7 чудес света»
5.2 Презентация «История книги»
5.3 Презентация «Структура книги»
5.4 Это интересно
5.5 Хвалебная ода книге-.

Введение.
Интересная, нужная читателям книга не лежит на библиотечной полке ,она все время работает, переходя из рук в руки, обогащает людей знаниями.
Но мало кто из читателей задумывается о роли книги в передаче информации ,о пути ,проделанной книгой от зарождения до того,как она попадает к нам в руки.
В своей работе я постараюсь познакомить с историей книги, с технологией книгопечатания ,научить ценить труд создателей «восьмого чуда света»,а значит ,и ее саму.
Тема эта всегда актуальна ,роль книги очень важна и неоспорима.

Цели :
Создание условий для формирования и развития у младших школьников:
-углубления интереса к чтению;
-умения самостоятельно находить информацию об истории книги;
-творческих способностей;
-навыков исследовательской работы с информацией, умение анализировать ее;
-коммуникативных навыков.

Задачи:
-воспитание уважения к труду людей, участвующих в создании книги;
-развитие познавательной активности и самостоятельности ученика;
-формирование культуры чтения;
-создание условий для осознанного отношения к книге.


В работе прослеживаются межпредметные связи с:
-литературой (работа со справочной и научно-популярной литературой);
-информатикой (создание презентаций и использование их );
-русским языком (грамотность, соблюдение орфографического режима);
-историей (история появления книги);
-технологией (технология создания книг);
-библиотекой (правила обращения с книгой).

Основная часть.
Слово о книге.

Книга, быть может, наиболее сложное
и великое чудо из всех чудес,
сотворенных человечеством на пути
его к счастью и могуществу будущего.
Максим Горький
Семь чудес создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне ,храм Артемиды Эфесской, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский мавзолей и маяк в Александрии.
Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное, оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человеческого разума, что редко задумываемся над историей его создания. А чудо – вот оно: лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях. Мы говорим о КНИГЕ, об этом гениальнейшем изобретении человечества.

Книга входит в жизнь человека с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу ,которое освещает все вокруг. В младенчестве, еще не научившись читать, мы перелистываем книжки-картинки и в рисунках познаем окружающий нас мир. Потом приходит пора сказок, мудрых, веселых и грустных сказок где за фантастическими событиями угадывается настоящая жизнь. «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…».
Мы открываем переплет, перелистываем страницы, и происходит удивительное: книга начинает говорить с нами своим особым языком, она уносит нас за тридевять земель, рассказывает о событиях тысячелетней давности и о том, что происходит в мире сегодня, ее листы, покрытые ровными строчками, заставляют людей смеяться и страдать, переживать с такой остротой, как будто читатель сам является непосредственным участником действия, о котором повествует автор.
Чтобы книга появилась на свет, писатель собирал для нее факты, изучал жизнь героев будущего произведения, придирчиво отбирал самые нужные слова- именно те, что заставят потом читателей смеяться или плакать. Над книгой долго работал художник: продумывал ее макет, оформление, создавал иллюстрации. Работники издательства свели воедино труд писателя и художника, выбрали для книги красивый шрифт, подготовили рукопись к долгому путешествию по цехам типографии, где и произойдет рождение книги. Но и это еще не все.
В книгу вложен труд людей десятков разных профессий: лесорубы валили лес, рабочие на бумажной фабрике изготовили из этого леса бумагу ,шахтеры добыли уголь и руду, металлурги сварили металл для полиграфических машин ,машиностроители сделали машины. А потом трудились наборщики, печатники, переплетчики…
Так творится «обыкновенное чудо»- книга.
(Демонстрируется презентация «7 чудес света»)

Страницы истории



Самые первые книги появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички ,на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Таблички обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик- древнейший книжный переплет.
До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 гг.до н.э.), в котором хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и так далее. Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью ученые смогли узнать историю древнюю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения шумера, Ассирии ,Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.
В Древнем Египте для письма использовали длинные ленты папируса. Папирус- родственник нашей осоки- в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали на полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым и сейчас обозначают новую строку в начале абзаца.
В разных странах люди использовали для книг самые различные материалы. В Индии например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги для письма использовался бамбук, в древнем Новгороде писали на бересте. Скотоводческие племена издавна применяли для письма кожи животных. Этому материалу суждена была долгая жизнь. В мировой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением пергамента ,на котором писали около двух тысячелетий.
Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животного тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамках, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, выстругивали ножом, придавая ей ровную поверхность.
Со временем более широкое распространение письменности, увеличение спроса на книгу привели к необходимости отказаться от слишком дорогого пергамента. Ему на смену пришла бумага а пергамент продолжали использовать для самых ценных и важных грамот, исторических документов.
Время и место изобретения бумаги точно неизвестны. Во всяком случае, судя по китайским летописям, в Китае ее начали вырабатывать в 1 веке. Затем производство бумаги распространилось в Корее, Японии Индии, Средней Азии. В Западной Европе бумага вошла в употреблении с 10 века, тогда же появилась она и в России.
Хорошие сорта бумаги вырабатывались из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тряпья размачивались, варились с золой или известью, промывались и размалывались. Получалась жидкая кашица- бумажная масса. Ее зачерпывали специальной формой- широким прямоугольным ситом, затем форму быстро опрокидывали на гладкую доску, лист сырой массы высушивали, отжимая из него воду прессом. Искусство бумажного мастера заключалось в том, чтобы зачерпывать равномерные порции массы, иначе толщина бумажных листов получается различной. Позднее бумагу начали делать из размельченной древесины.
Книги на пергаменте и бумаге вначале тоже имели вид свитков- сказалась привычка к папирусным рукописям. Потом появилась книга-кодекс ,получившая широкое распространение с 4 века. Она состояла из отдельных тетрадей, сшитых в единый блок и одетых в переплет.
Если рукопись имела вид свитка, то листы, заполненные текстом с одной стороны ,склеивались, а затем свертывались в рулон. И сейчас в архивных
хранилищах ,в крупнейших библиотеках можно увидеть такие свитки .Они называются столбцами и иногда хранятся в кожаных мешках- кошелях.
Однако все большее распространение получала книга- кодекс. Тетрадью было удобнее пользоваться при написании текста и при чтении. Блок тетрадей, заключенных в прочный жесткий переплет, лучше сохранялся.
Слово «тетрадь» происходит от греческого «тетрас»-«четверка». Это название объясняется тем, что тетради обычно состояли из четырех листов ,сложенных пополам, следовательно, из восьми полулистов или шестнадцати страниц. В старинных рукописных книгах нет сплошной нумерации страниц: счет велся по тетрадям и листам. Наиболее распространенный объем тетради (16 страниц) впоследствии перешел в печать и стал особой единицей измерения, так называемым печатным листом.
Книги обычно писались гусиными перьями, очень редко-лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье (павлинье). Для письма использовались чернила, изготовленные из чернильных орешков(галлов)- особых наростов на листьях дуба, поврежденных насекомыми-вредителями.
Заглавные буквы, которые назывались инициалами или буквицами, имели вид причудливых фигур, украшенных листьями, цветами. Иногда за основу такой буквы бралось изображение животного человека, сказочной птицы. Буквицы рисовались красками, золотом, серебром и придавали книге нарядный вид.
Некоторые книги имели орнаментальные украшения-заставки, а также красочные иллюстрации, называвшиеся миниатюрами. Миниатюра получила название от красной краски, приготовлявшейся из миния- окиси свинца. Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались лицевыми. Они были известны еще в Древнем Египте ,в античности, широкое распространение получили в средние века.
После того как писец заканчивал свою работу, тетради складывались по порядку и пришивались к ремням, которые крепились к деревянным доскам. Доски снаружи обтягивались кожей или дорогой красивой тканью. С тех пор и бытует выражение «прочесть книгу от доски до доски», то есть от начала до конца. Для сохранности книги к переплетам прикреплялись кожаные завязки или металлические застежки, а иногда к застежкам навешивались замки. Книги тогда делались большого формата и без застежек могли покоробиться .По углам и в середине переплета для защиты его от повреждений помещались металлические узорные бляхи -жуковины. Часто переплет имел отделку из золота и серебра. металлические детали украшались изящной резьбой. Чеканкой, тиснением, эмалью. Книга в старину представляла большую ценность, и в библиотеках ее нередко приковывали к столу цепью. чтобы никто не мог украсть.
В изготовлении книг постепенно наметилось разделение труда: один человек готовил тетради, разлиновывал их, другой писал черный текст, художник –иллюминатор разрисовывал буквицы, заставки и миниатюры ,переплетчик одевал книгу в переплет. Над книгой работали редакторы и корректоры, занимавшиеся исправлением текста. Еще в раннем средневековье ,в 6 веке, появились специальные мастерские по переписке книг- скриптории.
Книг требовалось все больше и больше,их изготавливали уже не только по заказу, но и для продажи на рынке, и переписчики не справлялись с работой. Ведь для переписки одной книги в пятьсот страниц требовалось около года! Рукописный способ создания книг, манускриптов (от латинских слов «манус»-«рука», «скрибо»- «пишу»)уже не удовлетворял людей.
Были попытки вырезать на деревянных досках целые страницы книг и затем, нанеся на них краску, с помощью пресса получать оттиски. Этот способ изготовления книг был шагом вперед по сравнению с рукописным, но оказался очень трудоемким и большого распространения не получил.
Трудно сказать, кто первый подал идею подвижного набора и типографского станка. В 11 веке в Китае были попытки печатать с наборных форм, которые были составлены из глиняных букв-литер, в 15 веке появился бронзовый шрифт в Корее. Примерно в это же время получил развитие европейский способ книгопечатания. В середине 15 века мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца ,изготовив подвижные литеры из свинцового сплава, начал печатать учебники, календари, церковные книги. Начиная с этого времени искусство типографской печати быстро распространилось по всей Европе.
16 век стал поворотным в истории книжного дела в России. Наряду с церковными книгами на книжных торжищах все больше появляется произведений светских, покупатели начали проявлять интерес к сочинениям греческих и римских авторов ,рыцарским романам ,историческим хроникам, азбуковникам, лечебным «травникам». Именно в это время царь Иван Грозный «повелел составить в преславном своем граде Москве штанбу ,сиречь дело печатных книг»
Типография уже по тем временам была предприятием довольно сложным. Предстояло наладить словолитное дело-производство шрифта, -приготовление краски, оборудовать наборные кассы, печатные станки, переплетные приспособления. Неподалеку от Кремля появилось здание с башней и решетчатыми воротами – Печатный двор. Его устройством в течении десяти лет занимались Иван Федоров и Петр Мстиславец. Это были образованные люди, хорошо знавшие книжное дело.
В 1563 году в Печатном Дворе приступили к изготовлению первой книги. Она называлась «Деяния апостольские» и вышла из типографии только через год, 1 марта 1564 года. За этой книгой последовали и другие издания, печатная книга начинала успешно соперничать с рукописной, вытесняя ее с рынка, а «Деяния апостольские» так и остались в истории отечественного книгопечатания как первая русская книга, имеющая точную дату выхода в свет.
Книжное дело было искусством, но это был еще и тяжкий физический труд. Наборщик вручную составлял из свинцовых литер строчки, из строчек -полосу страницы, затем полученный набор-форму- зажимали в раму и переносили в печатный станок. Батырщик – помощник печатника- наносил на набор краску с помощью мацы- мешочка из бараньей кожи, набитой шерстью. Мацей хлопали по поверхности набора, и краска покрывала поверхность литер равномерным слоем.
После этого на форму накладывалась специальная рамка- рашкет с вырезанными окошками для набора (чтобы не испачкать краской чистые поля бумажные листы), на нее – лист бумаги, и тискальщик нажимал рычаг, опуская верхнюю плиту пресса- давило. Отпечатанный лист осторожно отделяли от формы, и весь процесс повторялся сначала. Листы ,покрытые ровными строчками текста, развешивали на веревках для просушки, совсем как выстиранное белье. А потом за работу принимались переплетчики: они складывали листы в тетради, подбирали их по порядку, сшивали в блоки, готовили переплетные крышки и одевали книгу.
Около четырех столетий типографское искусство совершенствовалось мало. Только к концу 18 века благодаря успехам в науке и технике, целому ряду открытий и изобретений наметились новые пути для развития книгоиздательской деятельности. Человечеству требовалось все больше книг по самым различным отраслям знаний; наука, литература, искусство не могли существовать без книг.
В конце 18- начале 19 века произошел переворот в производстве бумаги: теперь она вырабатывалась на бесконечно вращающейся сетке и сбегала с барабанов бумагоделательных машин непрерывной лентой , сворачиваясь в плотные тяжелые рулоны.
В 19 веке усовершенствовался и набор: появились наборные машины, отливавшие сразу целые строчки (линотипы) и отдельные буквы (монотипы). С набора научились делать копии- стереотипы, изобретение фотографии дало возможность изготавливать клише для книжных иллюстраций.
На помощь переплетчику пришли машины, сшивающие тетради в книжный блок изготовляющие переплетные крышки, одевающие книгу в переплет.
Правда. Ученые предсказывают, что в будущем человечеству придется отказаться от книги как средства хранения и передачи информации. В библиотечных хранилищах для экономии места и сохранности редких изданий некоторые книги переводят на микрофильмы и микрокарты(их еще называют микрофишами). Книга в триста страниц может уместиться на десяти микрофишах размером с почтовую открытку. Весь комплект этих тончайших пластинок толщиной не более 1 мм.
И все – таки трудно представить себе, чтобы люди совсем отказались от книги как особого произведения искусства, где органично сливаются талант художников слова и кисти, высокое мастерство наборщика, печатника и переплетчика.
(Демонстрируется презентация «История книги»)

Из чего состоит книга



Далеко ушла от своих древних предков книга. Она стала легче радует глаз ровными строчками набора, радужным многоцветьем переплетов. А о тиражах, которыми печатаются современные издания, старые типографы не могли и мечтать. Сотни тысяч, миллионы книг! При этом миллионный экземпляр по качеству ничуть не уступает первому.
И все-таки, при всех своих отличиях ,наша книга сохранила в своем облике черты ,которые складывались веками. Давайте познакомимся с той книгой, которая сегодня приходит в наш дом.
Многие современные издания имеют суперобложку- бумажную обложку (обычно с красочной иллюстрацией),надеваемую поверх переплета книги. Она предохраняет ценные переплеты от порчи и нередко используется издательством для рекламной информации.
Объемные книги одевают в прочный переплет. Его назначение –предохранить книгу от повреждений, продлить ее жизнь. Тонкие книжки называются брошюрами и вместо переплета имеют обложку. На переплете и обложке печатают фамилии автора и название книги.
В корешке книжного блока под переплетом сверху и снизу подклеены кусочки цветной тесьмы- каптала. Раньше .когда книги переплетали вручную, корешок блока сверху и снизу обшивался шелковым шнуром, скреплявшим концы тетрадей. В современных изданиях каптал сохраняется , скорее, по традиции и служит для украшения книги.
Некоторые подарочные издания снабжаются красивой ленточкой –закладкой шириной в 5-8 мм. Она называется ляссе.
Откройте переплет – и вы увидите, что он соединяется с книгой двумя форзацами- согнутыми вдвое листами бумаги. Слово это немецкого происхождения и в буквальном переводе означает «перед набором». Форзац может быть белым или печатным. Под форзацем спрятана приклеенная к переплетной крышке марля,которая скрепляет переплет с книгой. К этой марле пришиты тетради,составляющие книжный блок.
Первая страница книги называется титульным листом или титулом.
Здесь публикуется фамилия автора и название произведения, указывается город и издательство,выпустившего книгу, а также год ее выхода в свет. Древние римляне, укладывая свитки рукописной книги в круглые, выдолбленные из дерева футляры, к ручку палки, на которую был навернут свиток, прикрепляли ярлычок с названием книги. Этот ярлычок назывался «титулюс»- «надпись», «заглавие» , отсюда и пошло название «титульный лист», «титул».
В современных изданиях на обороте титульного листа печатаются библиотечный и книготорговый индексы, библиографическая карточка, которая точно характеризует данную книгу.
Иногда перед титулом помещается фронтиспис-лист, на котором помещен портрет автора, или рисунок, отражающий наиболее характерные моменты содержания книги. Впервые фронтисписы с портретами авторов появились в итальянских изданиях в начале 16 века.
Если в книгу входит несколько произведений, то перед каждым из них может быть отдельный лист с названием и рисунком. Такой лист называется шмуцтитулом. Он может отмечать и начало глав.
Каждая тетрадь книги, в зависимости от формата издания, состоит из 8,16,32 страниц, помеченных колонцифрами.
Многие книги имеют иллюстрации- рисунки, изображающие наиболее интересные и важные события, которые описывает автор. Нередко цветные иллюстрации печатаются на бумаге иного сорта, чем листы книги. Такие иллюстрации называют вклейками, потому что их печатают отдельно от книги, а потом вклеивают в книжный блок.
В самом конце книги обязательно публикуются выходные сведения, в которых дается необходимая информация о самом издании и о работниках издательства, готовивших его к печати.
Название элементов книги необходимо запомнить, чтобы ближе познакомиться с типографским делом .
(Демонстрируется презентация «Структура книги» )
Кодекс книголюба



Книга, переходя из рук в руки, быстро приходит в негодность. Особенно страдают детские книги и школьные учебники, ведь у их читателей еще нет навыков правильного обращения с книгой.
Большинство материалов, из которых сделана книга: бумага ,клей, картон, нитки,- имеют в своей основе вещества, подвергающие старению, и при неблагоприятных условиях разрушаются.
Книги не любят воздействия света, особенно прямых солнечных лучей, потому что бумага, краски и другие материалы выцветают ,желтеют ,теряют влажность, в них разрушается клеящие вещества.
Книги подвергаются нападению насекомых ,мышей ,плесневых грибков .Много врагов у книг. Но самый главный враг- небрежный читатель. Недаром римский писатель Теренциан Мавр еще в 3 веке заметил : «Книги имеют свою судьбу, смотря по тому, как их примет читатель».
Перед встречей с книгой воспользуйтесь некоторыми полезными советами .
Храните книги подальше от окон, источников тепла и влаги, желательно в книжных шкафах или закрытых стеллажах ,чтобы защитить их от пыли .Если книги стоят на открытой полке, можно вырезать полоски бумаги и закрыть верхний обрез книжного блока. Такой «зонтик» тоже предохранит книгу от пыли.
Лучше ставить книги на полки в один ряд, не очень плотно друг к другу .Книги не должны выступать за края стеллажных полок.
Наиболее ценные книги храните в закрытом шкафу, время от времени проветривая шкаф.
Не следует перегибать книгу в обратную сторону, ставить на нее локти во время чтения ,использовать вместо закладки карандаш или другие предметы. Корешок книги от этого портится и быстро разрушается. Нельзя загибать углы страниц, класть раскрытую книгу на стол вверх переплетом, делать пометки на полях чернилами.
Беря книгу для чтения ,не поленитесь обернуть ее в бумагу. Не пользуйтесь для этого газетой, потому что газетная краска испачкает светлую обложку книги.
Проверьте ,чистые ли у вас руки: страницы легко пачкаются, а вот удалить грязь не всегда просто
Если вы заметили, что в книге появились рваные страницы, листы начинают вываливаться из блока, переплет разорвался, поспешите на помощь другу.





Заключение.

Ну вот , мы и познакомились с историей книги, узнали о людях, создающих для тебя это «восьмое чудо света». И какую бы профессию мы не выбрали, постараемся сохранить на всю жизнь любовь и уважение к великому памятнику человеческой культуры- книге.
Книга предназначена для того ,чтобы передавать знания, накопленный опыт ценную информацию ,образное представление о мире. Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Читая книги, мы можем превратиться в путешественников и пахарей, ученых и волшебников. Еще важнее то, что мы можем переноситься в разные времена и во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, все живое и неживое.
Книги- судьбы людей, это жизнь во всех ее противоречиях, это сложность человеческих отношений, тонкость и глубина психологии характеров, проведенные через авторское миропонимание и мировосприятие.
Пусть в жизни у каждого будет больше таких замечательных друзей – книг!

Список использованной литературы



1.Павлов,Иван Прокопьевич.Про твою книгу: Научно-популярная литература.-Л.:Дет.лит.,1991.-113с.,ил.-(Знай и умей.).
2.Чирва,А.Книга в твоих руках



Приложение.
Это интересно.


Узелок на память.
Пока люди не изобрели письменности, они использовали разные способы, помогающие запомнить или передать какое-то сообщение. У перуанских индейцев таким помощником памяти было узелковое письмо-кипу. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные, и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.
В кипу каждая деталь имела большое значение .Чем ближе к веревке- основе находился узелок на шнурке, тем важнее сообщение, которое он несет. У каждого цветного узелка был свой смысл: красный узел означал войну, белый – мир ,зеленый- хлеб, черный –смерть. Неокрашенные узлы обозначали числа: простые узлы –десятки ,двойные- сотни, тройные- тысячи.
Непосвященный человек не смог бы прочитать такое письмо и дать ему устное объяснение, к веревочному посланию нужен был переводчик, изучивший эту своеобразную грамоту. Перебирая пальцами узелки, он пересказывал содержание письма.

Когда изобрели бумагу?
Историки считали ,что впервые бумагу из бамбука и шелковичного дерева изготовил мастер Узяй Лун в 105 году нашей эры. Однако в 1978 году китайские археологи обнаружили при раскопках обрывки бумаги ,возраст которой превышает две тысячи лет. Лабораторные исследования находки показали, что древнейшая бумага изготавливалась не из бамбука, а из конопли.

Ровесница книги.
Так венгерский писатель Иштван Рат -Вег назвал опечатку. Как бы ни старались корректоры выловить этого коварного врага в тексте, наборщики часто, исправляя одну ошибку, рядом ,в той же строке , а иногда в этом же слове ,делают новую. Утверждают, что книг без опечаток вообще не бывает!

Книги для слепых.
В 1829 году француз Луи Брайль, ослепший в трехлетнем возрасте ,разработал рельефно-точечный шрифт для слепых ,который с тех пор применяется во всем мире. В основу шрифта Брайль положил комбинацию из шести точек. Книги для слепых печатаются без краски на плотной увлажненной бумаге, буквенные знаки получаются выпуклыми, с высоким рельефом, который легко «прочитывается» пальцами рук.


Самые миниатюрные
Самая миниатюрная книга в мире ,как уверяют ее издатели ,выпущена в Японии. Это поэтический календарь с описанием драгоценных камней ,приносящих счастье. В этой книжке-малышке шестнадцать страниц размером 2*3 миллиметра.
Однако украинский народный умелец ,инженер Н.Н. Сядристый с помощью микроскопа изготовил еще более миниатюрную книгу- уникальный экземпляр «Кобзаря» Т.Г.Шевченко. В книге двенадцать страниц, каждая площадью 0.6 квадратного миллиметра. Для перелистывания страниц используется заостренный волосок. Толщина букв- всего 0,0035 миллиметра, а сшиты листы…обыкновенной паутинкой. В маковом зернышке можно поместить три экземпляра такой книги.

Книги-гиганты
В публичной библиотеке Берлина хранится гигантский атлас, который был подарен выборному правителю Бранденбургского княжества. Длина книги-170 сантиметров,ширина-110,вес-175 килограммов. Она содержит тридцать пять больших карт, начертанных в середине 17 века в Амстердаме. Специалисты подсчитали, что для изготовления переплета потребовалось целых три телячьих шкуры.

Хвалебная ода книге.



О книгах немало написано добрых слов, высказано мудрых мыслей. В них нашли отражение представления людей о книге как о величайшем благе и драгоценном сокровище. В этих высказываниях порой звучит восторг перед книгой ,преклонение перед этим созданием человеческого разума.

Положи твое сердце у чтения.(Из наставления египетского писца Кхроди своему сыну).

Занятия с книгами- юность питают, старость увеселяют, счастье украшают, в несчастии доставляют убежище и утешение, дома радуют ,вне дома не мешают.
Дом, в котором нет книг ,подобен телу, лишенному души.
(Марк Туллий Цицерон).

Суть воспитания не приобретение ,но употребление книг(Плутарх).

Подобны бо суть книги глубине морской, в нее же поныряющие выносят бисер драгий…Ум без книг, аки птица опешена. Якож она взлетити не может, такоже и ум недомыслится совершенна разума без книг.(Из древнерусских сборников, 12 век).

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу- значит вновь увидеть старого друга.(Ф.Вольтер).

Люди перестают мыслить ,когда перестают читать.(Дени Дидро).

Несомненный признак всякой хорошей книги –это тот,что она нравится тем больше ,чем человек становится старше (Г.Лихтенберг).

Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно(А.С.Пушкин).

Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети-также(В.Г.Белинский).

Книги -это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ ,передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому ,заступающему на его место.(А.И.Герцен).

Комментариев нет:

Отправить комментарий