Вчера РШБА разослало проект Концепции развития
Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных
организаций, о которой пойдет речь на вебинаре 24 ноября 2015 года в
12.30.
Концепция определяет главные направления формирования
и развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных
организаций на основе модернизации школьных библиотек, задает
долгосрочные ориентиры развития информационно-библиотечных центров и определяет
цели, приоритеты и инструменты решения практических задач. В
концепции говорится:
"Информационно-библиотечный центр образовательной
организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации
федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
ля успешного реализации ФГОС в образовательной организации
должны быть созданы условия для обеспечения равных возможностей получения
качественного образования.
Традиционно библиотекам принадлежит роль
духовно-нравственного развития обучающихся, условий создания социальной
ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования
всех участников образовательного процесса.
Информационно-методическая функция информационно-библиотечного
центра как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к
информации способствует формированию навыков метапредметной деятельности,
всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная
функция предполагает развитие педагогических работников и обеспечивает кадровые
условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных
центров играет решающую роль при формировании личностных результатов,
определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения,
ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание
гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных
федеральными государственными образовательными стандартами.
Образовательная функция способствует интеграции
отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной
деятельности, способствует формированию предметных и метапредметных
универсальных учебных действий.
Профориентационная функция информационно-библиотечных
центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет
сформировать индивидуальную образовательную траекторию, способствует развитию
навыков самопроектирования и способности к непрерывному образованию на
протяжении всей жизни.
Обеспечивающая функция позволяет
информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить
необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного
процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное
обеспечение.
Досуговая функция связана с воспитательной
стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое
возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, сформировать
психолого-педагогическую компетентность педагогических и административных
работников, родителей (законных представителей).
Таким образом, информационно-библиотечный центр
образовательной организации должен стать организационным и функциональным
центром образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для
обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.
...
На сегодняшний день в России, как и во всем мире,наблюдается
усиление сетевого взаимодействия библиотек, в ряде субъектов
Российской Федерации работают ассоциации информационно-библиотечных центров и
центры их методической поддержки.
...
Развиваются отдельные информационно-библиотечные
центры, развивающие традиционные и инновационные направления деятельности
школьной библиотеки как держателя информационных ресурсов
образовательной организации, среды формирования информационного мировоззрения и
центра, реализующего политику информационного обеспечения образовательной
организации.
...
Введение новых федеральных государственных образовательных
стандартов запустило процесс изменения статуса школьной библиотеки, который
был закреплён «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного
учреждения», рекомендованным Минобрнауки России в 2004 году. Новые
образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной
среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, взяв на себя
дополнительные функции.
...
Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает
возможность выполнения требования ФГОС, что в текущей редакции означает:
‑ обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным
ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям
медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования
учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов
творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
‑ информационную поддержку образовательной деятельности
обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных
технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных
каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию,
доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
‑ укомплектованность печатными и электронными информационно-
образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том
числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью,
учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам
основной образовательной программы основного общего образования на определенных
учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной
литературой.
К основным проблемам, препятствующим реализации всех
возможностей информационно-библиотечных центров, относятсянесовершенство
нормативно-правовой базы, слабая материально-техническая база, противоречия
между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием
образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения.
...
В настоящее время библиотеки и информационно-библиотечные
центры образовательных организаций не имеют статуса педагогического
структурного подразделения, хотя призваны формировать информационную
культуру и стать площадками для организации урочной и внеурочной проектной
деятельности.
Отсутствует норматив штатных единиц в
информационно-библиотечном центре, вследствие чего возникает серьёзное
противоречие между функционалом педагога-библиотекаря и имеющимся штатным
расписанием образовательной организации.
Современные условия реализации ФГОС требуют расширения
репертуара библиотечных услуг, в то же время в условиях бюджета образовательных
организаций производится сокращение штатных единиц библиотек и информационно-библиотечных
центров.
Наблюдается отсутствие единых подходов при
определении функционала сотрудников библиотек и информационно-библиотечных
центров образовательных организаций.
Помимо рекомендаций относительно основной деятельности
информационно-библиотечных центров, требуются методические рекомендации по
расчёту числа штатных единиц в зависимости от числа обучающихся и количества
классов-комплектов, при этом в качестве минимальных требований к штатному
расписанию называется не менее 1 штатной единицы.
...
Одним из актуальнейших вопросов развития отечественных
информационно-библиотечных центров в части информационно-ресурсного обеспечения
является восстановление и актуализация фондов школьных библиотек, которые
характеризуются самым низким уровнем обновляемости в библиотечной сети
страны, оценивающимся в 1% при норме ЮНЕСКО 8 ‑ 10% в год
Отмечается быстрое старение печатных фондов,
недостаточность электронных фондов. Среди востребованных мер
называются:
‑ обновление фонда программной классической литературы,
‑ насыщение фонда произведениями современных авторов,
‑ постоянное пополнение фонда детской литературы,
‑ организация доступа к полнотекстовым электронным
библиотекам для детей и юношества и к педагогическим электронным библиотекам.
...
Должен быть создан Федеральный
информационно-методический центр (ФИМЦ), обеспечивающий
научно-методическую и организационную поддержку сети.
Федеральный информационно-методический центр должен
отслеживать мировые достижения и аккумулировать лучшие практики деятельности
информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивать
организацию мероприятий по обмену опытом между организациями-участниками сети,
издавать и распространять научно-методическую литературу, содержащую
лучшие практики, методические рекомендации и другую информацию для
использования в работе информационно-библиотечных центров."
Комментариев нет:
Отправить комментарий