Приветствую тебя,мой гость!

вторник, 24 ноября 2015 г.

проект Концепции развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций





Уважаемые коллеги! 
Вчера РШБА разослало проект Концепции  развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций, о которой  пойдет речь на вебинаре 24 ноября 2015 года в 12.30.
Концепция определяет главные направления формирования и развития Национальной сети информационно-библиотечных центров образовательных организаций на основе модернизации школьных библиотек, задает долгосрочные ориентиры развития информационно-библиотечных центров и определяет цели, приоритеты и инструменты  решения практических задач. В концепции говорится:
"Информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

ля успешного реализации ФГОС в образовательной организации должны быть созданы условия для обеспечения равных возможностей получения качественного образования.
Традиционно библиотекам принадлежит роль духовно-нравственного развития обучающихся, условий создания социальной ситуации их развития, интеграции образовательного пространства, самосовершенствования всех участников образовательного процесса.
Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации способствует формированию навыков метапредметной деятельности, всестороннему овладению навыками работы с информацией. Кроме того, данная функция предполагает развитие педагогических работников и обеспечивает кадровые условия реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Культурно-просветительская функция информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС, таких как формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению, самообразованию и развитию, воспитание гражданской идентичности и передачи всего комплекса ценностей, заложенных федеральными государственными образовательными стандартами.
Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности, способствует формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий.
Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию, способствует развитию навыков самопроектирования и способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение.
Досуговая функция связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся, сформировать психолого-педагогическую компетентность педагогических и административных работников, родителей (законных представителей).
Таким образом, информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать организационным и функциональным центром образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.
...
На сегодняшний день в России, как и во всем мире,наблюдается усиление сетевого взаимодействия библиотек, в ряде субъектов Российской Федерации работают ассоциации информационно-библиотечных центров и центры их методической поддержки.
...
Развиваются отдельные информационно-библиотечные центры, развивающие традиционные и инновационные направления деятельности школьной библиотеки как держателя информационных ресурсов образовательной организации, среды формирования информационного мировоззрения и центра, реализующего политику информационного обеспечения образовательной организации.
...
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов запустило процесс изменения статуса школьной библиотеки, который был закреплён «Примерным положением о библиотеке общеобразовательного учреждения», рекомендованным Минобрнауки России в 2004 году. Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, взяв на себя дополнительные функции.
...
Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требования ФГОС, что в текущей редакции означает:
‑ обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
‑ информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);
‑ укомплектованность печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.
К основным проблемам, препятствующим реализации всех возможностей информационно-библиотечных центров, относятсянесовершенство нормативно-правовой базы, слабая материально-техническая база, противоречия между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения.
...
В настоящее время библиотеки и информационно-библиотечные центры образовательных организаций не имеют статуса педагогического структурного подразделения, хотя призваны формировать информационную культуру и стать площадками для организации урочной и внеурочной проектной деятельности.
Отсутствует норматив штатных единиц в информационно-библиотечном центре, вследствие чего возникает серьёзное противоречие между функционалом педагога-библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации.
Современные условия реализации ФГОС требуют расширения репертуара библиотечных услуг, в то же время в условиях бюджета образовательных организаций производится сокращение штатных единиц библиотек и информационно-библиотечных центров.
Наблюдается отсутствие единых подходов при определении функционала сотрудников библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.
Помимо рекомендаций относительно основной деятельности информационно-библиотечных центров, требуются методические рекомендации по расчёту числа штатных единиц в зависимости от числа обучающихся и количества классов-комплектов, при этом в качестве минимальных требований к штатному расписанию называется не менее 1 штатной единицы.
...
Одним из актуальнейших вопросов развития отечественных информационно-библиотечных центров в части информационно-ресурсного обеспечения является восстановление и актуализация фондов школьных библиотек, которые характеризуются самым низким уровнем обновляемости в библиотечной сети страны, оценивающимся в 1% при норме ЮНЕСКО 8 ‑ 10% в год
Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность электронных фондов. Среди востребованных мер называются:
‑ обновление фонда программной классической литературы,
‑ насыщение фонда произведениями современных авторов,
‑ постоянное пополнение фонда детской литературы,
‑ организация доступа к полнотекстовым электронным библиотекам для детей и юношества и к педагогическим электронным библиотекам.
...
Должен быть создан Федеральный информационно-методический центр (ФИМЦ), обеспечивающий научно-методическую и организационную поддержку сети.
Федеральный информационно-методический центр должен отслеживать мировые достижения и аккумулировать лучшие практики деятельности информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивать организацию мероприятий по обмену опытом между организациями-участниками сети, издавать и распространять научно-методическую литературу, содержащую лучшие практики, методические рекомендации и другую информацию для использования в работе информационно-библиотечных центров."


Комментариев нет:

Отправить комментарий